2. О музее/

Музейная деятельность

Выставка «Возвращенное достояние. Русские иконы в частных собраниях»

05 марта

С 5 по 30 марта 2008 года в залах Государственной Третьяковской галереи пройдет выставка «Возвращенное достояние. Русские иконы в частных собраниях», на которой будет представлено более 90 произведений иконописи и византийского прикладного искусства, привезенных московскими коллекционерами из-за рубежа. Выставка подготовлена и организована Частным музеем Русской иконы (при поддержке Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова).

Немалая часть собранных в стенах Музея русской иконы памятников была найдена и приобретена за рубежом — в частных коллекциях, антикварных салонах, на аукционах. Возвращение на родину произведений древней иконописи, по разным причинам и в разное время оказавшихся за ее пределами, воодушевило показать их не только посетителям частного музея, но и самой широкой публике, тем более что ряд известных московских собирателей — М.Е. Елизаветин и С.А. Ходорковский — предложили включить экспонаты из своих коллекций, также приобретенные владельцами за рубежом. Главной идеей, которой руководствовались устроители выставки, была не только идея патриотическая — показать возвращенное в Россию национальное достояние, в течение XX века вывезенное на Запад: сначала во времена массовой эмиграции, затем событий Великой Отечественной войны, наконец, путем контрабанды переправленное за рубеж и затем проданное на аукционах или в антикварных магазинах. Многие из возвращенных икон — это первоклассные памятники, достойные занять свое место в истории древнерусского искусства. Возможность увидеть их в непосредственной близости с шедеврами иконописи, хранящимися в Третьяковской галерее, — позволяет убедиться, что высоким уровнем мастерства обладали не только единичные произведения, дошедшие до нас от многих столетий и уже давно ставшие известными и хрестоматийными. И если не все отобранные для выставки экспонаты относятся к категории шедевров, то, безусловно, они обладают несомненными художественными достоинствами. Среди них нет случайных произведений: каждый представляет собой либо особенный иконописный стиль, редкий сюжет, иконографическое решение, либо необычен по своему художественному образу. Собранные вместе и объединенные не какой-то одной сквозной идеей или темой, как это принято при формировании временной тематической выставки, но представленные во всем своем живописном и содержательном многообразии, возвращенные иконы позволяют представить самый широкий пласт национальной художественной культуры, большей частью утраченной в исторических коллизиях прошедших веков. Немалая часть среди отобранных для выставки икон являются подписными и датированными, что существенно расширяет как круг уже известных иконописцев, так и наши представления об их творчестве.

Не в последнюю очередь устроители думали о научном значении выставки, позволяющей совершенно неизвестные, выплывшие из небытия и забвения памятники сделать общим достоянием и ввести их в историю древнерусского искусства. Это объясняет решение сопроводить выставку фундаментальным научным каталогом, в котором подавляющее большинство экспонатов публикуется впервые.

Подсвечники. VII–VIII век. ВизантияВсе представленные на выставке произведения (всего 93 №№) можно разделить на несколько художественных групп. Первая, самая небольшая, представляет собой ряд уникумов византийского искусства VII–XI вв., не имеющих буквальных аналогов даже в богатейших собраниях российских музеев. На выставке это единственные памятники, по-видимому, никогда не бытовавшие на нашей земле, но именно они дают яркое впечатление о многочисленных предметах убранства, привезенных в древности из Византии и украшавших домонгольские храмы Киевской Руси, но почти не дошедших до нашего времени.

Другую группу экспонатов образуют иконы конца XV – последней четверти XVII в. (35 №№), представляющие собой ведущие для древнерусского искусства эпохи зрелого и позднего Средневековья живописные традиции и тенденции и относящиеся к важнейшим иконописным школам. Особое место среди них принадлежит древнейшим иконам XV–XVI веков, в том числе нескольким шедеврам, Икона «Успение свт. Николая». Соболь Иван Яковлев. 1580-е годы. Москва.созданным выдающимися новгородскими, ростовскими, тверскими, московскими, поволжскими и Строгановскими иконописцами. Среди большого числа икон XVII столетия, в том числе исполненных как столичными, так и провинциальными мастерами, интерес вызывают памятники сложной иконографической программы и многочисленные житийные образы. Целую группу составляют иконы, написанные на один сюжет — «Воскресение – Сошествие Христа во ад», что позволяет проследить развитие особого иконографического извода от истока до его наиболее изощренной художественной формы. Весьма важную роль в идейном характере выставки играет ряд икон с образами русских чудотворцев, основателей известных на Руси монастырей, и прославившихся в разных землях местночтимых святых. Возвращение на родину икон русских святых, покровителей, защитников и молитвенников земли Русской, высокий духовный авторитет которых составлял одну из самых характерных особенностей отечественной культуры, представляется особенно значимым. Важно, что многие из чудотворцев изображены на фоне точно воспроизведенных монастырских построек, что дает возможность реконструкции давно утраченных архитектурных комплексов.

Икона «Преп. Сампсоний Странноприимец». Конец XIX века. Круг М.И. Дикарева (?)Особый интерес имеют представленные на выставке произведения нового времени — позднего периода русского иконописания XVIII–XIX веков. Это и большие храмовые иконы, написанные в разных иконописных центрах — от Севера до Поволжья, и иконы знаменитых владимирских сел — Палеха, Мстеры, Вязников, и произведения, создававшиеся по заказам частных лиц для домовых молелен и храмов, составлявшие некогда родовую и семейную «святыню». Некоторые из экспонируемых произведений созданы художниками, обслуживавшими заказчиков из среды старообрядцев разных «толков».

Не в последнюю очередь устроители думали о научном значении выставки, позволяющей совершенно неизвестные, выплывшие из небытия и забвения памятники сделать общим достоянием и ввести их в историю древнерусского искусства. Это объясняет решение сопроводить выставку фундаментальным научным каталогом, в котором подавляющее большинство экспонатов публикуется впервые.

Основной пафос выставки — возвращение в Россию национального достояния, благородный поступок отечественных предпринимателей и меценатов, сделавших все возможное для возвращения русских икон на родную для них землю, что само по себе наделяет каждую из них особым значением. Коллекционеры, которые находят, приобретают и публикуют такие памятники, возвращают им вместе с гражданством и их значение, и достоинство. Они называют их имена, место и время рождения, открывают их биографию, создают условия для того, чтобы закрыть те лакуны в общей картине истории русской художественной культуры, которые образовались вместе с исчезновением таких произведений, а иногда и целых пластов отечественной культуры.

Устроители выставки «Возвращенное достояние» преисполнены надежд, что первый художественный опыт демонстрации уже возвращенных на родину икон будет далеко не последним и воодушевит на подобные акции всех тех, кому не безразлична судьба еще сотен и сотен памятников русской древности, находящихся на западных рынках. 

Пресс-конференция прошла в Выставочном зале в Толмачах 4 марта в 15.00

Торжественное открытие выставки состоялось 4 марта в 18.00