2. О музее/

Музейная деятельность

Выставка «Шедевры русской иконописи»

18 февраля
Открывшаяся 18 февраля 2009 г. в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина выставка «Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний» посвящена 100-летию художественного открытия русской иконы и ее собирателям. Выставка объединяет самые лучшие и древние памятники, принадлежащие 23 ведущим коллекционерам древнерусской живописи, и включает 132 выдающиеся по художественному уровню иконы, созданные в разных центрах Руси в XIV, XV и XVI вв.

Проведение выставки посвящено 100-летию сенсационного художественного открытия XX в. – древней русской живописи, в начале столетия впервые раскрытой реставраторами из-под слоев записей и потемневшей олифы, – коренным образом перевернувшего представления об иконе и поставившего ее в ряд величайших явлений мирового искусства. Высокие эстетические и художественные качества древней живописи с этого времени становятся не только предметом изучения историков искусства, но – объектом любования, вдохновения художников, оказав существенное влияние на характер изобразительного искусства XX в.

Совершившееся благодаря энтузиазму частных лиц открытие русской иконы как произведения искусства сделало ее и предметом широкого художественного собирательства, породив в начале века настоящий иконный бум. Первыми подлинными ценителями и знатоками ее оказались русские меценаты: к началу XX в. относится создание крупных иконных коллекций, многие из которых были доступны для осмотра и даже названы их владельцами «музеями русской иконописи». В первую очередь, необходимо назвать имена И. С. Остроухова, С. П. Рябушинского, А. В. Морозова, П. М. Третьякова в Москве и Н. П. Лихачева в Санкт-Петербурге, чьи собрания вскоре стали основой фондов крупнейших музеев страны. Особая роль в признании эстетических достоинств иконы принадлежит художнику и коллекционеру И. С. Остроухову, высоко оценившему ее живописные качества. 100-летие со дня открытия им в 1909 г. музея иконописи, включавшего подлинные шедевры этого искусства и впоследствии вошедшего в состав Третьяковской галереи, – важный лейтмотив настоящей выставки.

Судьба частных коллекций в Советской России была драматичной: лишь немногие из них дошли до нашего времени, большая часть оказалась разрозненной, бесследно исчезла в перипетиях XX в. Вслед за экспедициями музеев по сбору древних памятников, в 1960–80-е гг. в самые отдаленные и недоступные уголки страны отправились коллекционеры-любители, в большинстве своем художники, писатели, представители творческой интеллигенции, высоко ценившие и хорошо знавшие искусство русской иконы. Обнаруженные ими в заброшенных и закрытых церквах провинциальной глубинки сотни древних памятников, обреченных в те годы на неминуемую гибель (и сотнями погибших), были вывезены и реставрированы, спасены от разрушения и исчезновения. Сохранение наследия, несмотря на строжайшие официальные запреты, было определенным мужеством в условиях атеистического государства, вызовом порядку. Благородному делу всех поколений собирателей также посвящается настоящая выставка.

На рубеже двух драматических эпох вновь, как и столетие назад, мы стоим на пороге еще одного всплеска интереса к русской иконе и расцвета ее частного коллекционирования, а высокий художественный уровень неизвестных доселе древних памятников, воспринимается как чудо. Только за последние 10-15 лет появилось немало новых имен и личных «музеев», уже прочно занявших свое место в истории собирательства. Формируется новое поколение русских меценатов и складывается современный облик коллекционера.

Идея выставки «Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний» и ее посвящение - глубоко закономерное и своевременное явление. Она продолжает традицию двух предыдущих знаменательных событий XX в.: первой в истории России выставки раскрытых произведений древнерусской живописи из частных собраний, проведенной в Москве в 1913 г. в год 300-летия Дома Романовых и ставшей подлинным триумфом русской иконы; и первой за весь послереволюционный период в Советском Союзе выставки «Древнерусская живопись: Новые открытия (Из частных собраний)», которая состоялась в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в 1974 г. и также имела огромный успех, до сих пор сохраняясь в памяти зрителей и участников.

Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина отличается рядом важных особенностей. Прежде всего, на ней представлено большое число экспонатов, – 132 древних иконы, созданных в XIV–XVI вв. в крупнейших иконописных центрах Руси – Новгороде, Пскове, Ростове, Москве, Твери, Рязани, в Поволжье - Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, и на Русском Севере. Хронологические рамки, соответствующие времени расцвета русской иконописи, не случайны, поскольку иконы этих столетий всегда были гордостью любой коллекции, особо ценимы знатоками и любителями древней живописи.

Другая особенность проекта – высочайший художественный уровень отобранных произведений, не уступающих самым значительным иконам крупных музеев страны, что служит основанием называть их шедеврами. Большинство из них впервые предстанут перед зрителем, - они не только не известны широкой публике, но даже узкому кругу специалистов. Широк и разнообразен состав самих коллекционеров – главных участников художественного проекта - владельцев крупнейших в России (отчасти, за рубежом) собраний иконописи. Некоторые из них являются экспонентами знаменитой московской выставки 1974 г. и представляют собой давно состоявшихся, маститых знатоков и собирателей, другие – напротив, относятся к новому поколению коллекционеров. Но всех их отличает высокий профессиональный уровень собирания, реставрации, изучения и публикации своих памятников.

Идея проведения выставки, ее подготовка и организация принадлежит Благотворительному фонду «Частный музей Русской иконы» в Москве, что само по себе тоже весьма знаменательно и является продолжением лучших традиций отечественных меценатов и коллекционеров, благодаря которым совершилось художественное открытие иконы в России, началась блестящая страница ее реставрации, изучения, публикации, экспонирования, популяризации. Фонд взял на себя обязательства всех финансовых затрат на проведение выставки – вплоть до помощи в реставрации произведений, подготовке помещений, приобретении оборудования, а также публикации всех материалов. Проведение выставки сопровождается роскошным по характеру издания и серьезным по научному уровню каталогом, составленным ведущими специалистами в области древнерусского искусства, причем большинство икон – публикуется в нем впервые, что даст возможность включить их в историю русского искусства, где они должны занять свое достойное место.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Частный музей Русской иконы глубоко уверены, что выставка станет крупнейшим событием культурной и художественной жизни России, радостным и ярким праздником для всех любящих и ценящих отечественное искусство и красоту русской иконы, оставит глубокий след в истории собирательства и изучения древнерусской живописи.

Пресс-конференция прошла в экспозиционном зале Отдела личных коллекций 17 февраля в 12.00

Торжественное открытие выставки состоялось 17 февраля в 16.00

Cтатья в журнале "Русское искусство"