2. О музее/   История/

История зданий


Музей русской иконы расположен на одной из старинных улиц Москвы – Гончарной, получившей свое название от располагавшихся здесь с XV века ремесленных гончарных слобод. Эта тихая улица пролегла по одному из семи холмов столицы, когда-то покрытом колючими травами – ушем (отсюда «ушивый» или искаж. «швивый») и поэтому прозванном Швивой горкой; впрочем, название это могло появиться и в связи с ютившимися у ее подножия цирюльнями. К этому времени (впервые упом. в 1476 г.) относится возведение здесь церкви Великомученика Никиты, перестроенной в камне в XVI веке и дошедшей до наших дней с приделами, трапезной и шатровой колокольней XVII–XIX веков. К началу XIX столетия архитектурный облик застройки Гончарной улицы определили крупные усадебные владения с садами, ансамбли которых были восстановлены в стиле ампир после пожара 1812 года и частично сохранили свой облик и даже обаяние окружающего их старинного рельефа, несмотря на массовые застройки 1930-х годов, местами уничтожившие историческую планировку кварталов. 



Участок, на котором сегодня расположен Музей русской иконы, и каменный двухэтажный дом на нем упоминается в 1817 году как владение купца Ф. Лепетова, а в 1883 году – купца Д. Е. Грачева, при котором архитектором А. Медковым рядом было возведено еще одно ампирное каменное двухэтажное строение. Новый облик ранняя постройка приобретает в 1913 году при домовладелице М. С. Емельяновой, когда капитально перестраивается в стиле модерн по проекту архитектора Н. Поликарпова: появляется еще два жилых этажа, объединенные полукруглым эркером. Таким образом, современное здание Музея русской иконы имеет в своем основании два объединенных жилых дома – двухэтажный конца XIX века и четырехэтажный доходный дом, измененный в начале XX столетия. При сохранении целостного исторического облика и архитектурных элементов прошлого помещение дополнено современным перекрытием из прозрачного стекла над внутренним двором, в результате чего появилось наполненное светом и воздухом пространство атриума, предваряющего вход в залы музея.

Выбор места для размещения коллекций определялся не только удобным расположением здания в центре Москвы, но и находящимся напротив архитектурным комплексом подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, в 1992 году учрежденного при старинной церкви Св. Никиты. Знаменательно, что объединенный с новыми церквами и часовнями каменной оградой со Святыми воротами ансамбль получил облик древнерусской обители.