2. О музее/   История/

Музей на Гончарной


История частных музеев древнерусского искусства восходит еще к первой половине XIX века, когда в Москве один за другим появились знаменитые древлехранилища памятников иконописи и церковной старины М.П. Погодина и П.Ф. Коробанова. Однако подлинный расцвет их приходится на начало XX столетия, когда реставрация икон привела к открытию ее как искусства живописи и они стали рассматриваться в ряду величайших явлений мировой художественной культуры. Важнейшую роль в этом сыграли частные коллекционеры: Н.П. Лихачев в Петербурге, владелец самого обширного в стране собрания иконописи, но особенно художник И. С. Остроухов и купец С. П. Рябушинский в Москве, в 1909 году создавшие в своих домах первые открытые музеи. Успех их был определен счастливым сочетанием во владельцах таких качеств, как тонкое эстетическое чутье художников и страстность коллекционеров, глубокий научный интерес к предмету своего собирательства и финансовые возможности меценатов. Известно, что без этих условий никогда не существовало как подлинно высокого искусства, так и сохраняющих его музеев – самых бескорыстных созданий общества, с одной стороны, требующих огромных вложений и заботы – с другой.

Греческий иконостас в одном из залов Музея русской иконы

Казалось бы, устойчивый в последние два десятилетия рост частного собирательства иконописи, небывалый расцвет и широкие масштабы которого со всей очевидностью повторяют ситуацию рубежа XIX–XX веков, должен был привести к сложению новых собственных музеев. Однако этого не происходит, несмотря на то, что почти каждый из владельцев иконных собраний заявляет о своем намерении их создать. Исключение составляет собрание поздней старообрядческой иконописи XVIII–XIX веков Е. В. Ройзмана в Екатеринбурге, которое легло в основу музея «Невьянская икона», открытого в 1999 году в специально отведенном для него помещении. Вторым частным музеем и до сих пор единственным в России собранием древнерусской иконописи является музей, созданный по инициативе и на средства предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Официально открытый в мае 2006 года в залах одного из московских бизнес-центров «Верейская плаза» Музей русской иконы получил широкую известность в научных и общественных кругах благодаря осуществлению целого ряда художественных проектов и выставок. Даже по сравнению с музеем «Невьянская икона» это очень молодое начинание, однако, судя по темпам сложения коллекций, очевидной и последовательно применяемой на практике научной концепции собрания, у нового Музея русской иконы большие перспективы и, хочется верить, прекрасное будущее. Это подтверждает и беспрецедентный в истории отечественного собирательства факт – реконструкция в центре Москвы музейного здания, специально оборудованного для экспозиций и хранения памятников. К торжественному открытию музея приурочена публикация первого тома научного каталога, включающего более ста самых древних произведений.

Формирование и расширение коллекций строится по принципам, присущим государственным хранилищам, приобретение памятников осуществляется на основе их всестороннего исследования сотрудниками музея и ведущими экспертами в области древнерусского искусства. Здесь созданы все условия для подлинно музейного хранения, экспозиции, исследования экспонатов и их профессиональной реставрации. Как подобает крупным российским хранилищам, важнейшими сторонами деятельности Музея русской иконы являются научная, выставочная и просветительская работа, поэтому здесь формируется специализированная библиотека, оборудован конференц-зал, читаются лекции, проводятся экскурсии. В экспозиции частично воссозданы элементы храмовых интерьеров и мастерская иконописца, позволяющие представить художественное пространство, для которого создавались памятники и наглядно продемонстрировать процесс написания иконы.

Старообрядческая часовняВнутренний интерьер старообрядческой часовни
Мастерская иконописцаМастерская иконописца


Приоритетной идеей будущего развития Музея русской иконы является стремление объединить здесь и сделать доступными для показа частные собрания древнерусского искусства иконописи, не нарушая прав собственности их владельцев. Музей видит свои задачи в консолидации коллекционеров, ученых и всех творческих сил ради сохранения и умножения художественного наследия России, спасения целостности собраний русского искусства, осуществлении совместных проектов с государственными музеями. И если удастся претворить в жизнь все эти намерения — новый Музей может стать крупнейшим в мире собранием частных коллекций иконописи, доступных самому широкому кругу зрителей.