2. О музее/   История/

Этапы формирования коллекции



Сложившееся в Музее русской иконы всего за пять лет значительное и по числу, и по высокому художественному уровню, собрание имеет интересную, подлинно музейную историю создания. В течение 2004–2011 гг. памятники поступали из частных собраний, приобретались в российских и зарубежных галереях, на антикварных салонах. Основная часть произведений иконописи и предметов русского прикладного искусства поступила из крупных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиболее выдающиеся по художественному уровню и иконографическому своеобразию иконы происходят из собраний трех московских художников – В. М. Момота, С. Н. Воробьева и А. А. Кокорина, представителей легендарного поколения художников-романтиков 1960–1980-х гг., совершавших многочисленные поездки по отдаленным уголкам России. Неустанный поиск живой натуры и вдохновения был неразделен с желанием спасти от неминуемой гибели и исчезновения древние памятники, брошенные в забвении в полуразвалившихся часовнях и храмах. Собирательству и бережному сохранению русской иконы, овладению искусством реставрации коллекционеры посвятили всю свою жизнь, превратившись в тонких знатоков и ценителей русской иконописи. Среди полусотни икон конца XV – начала XX вв., приобретенных у этих коллекционеров, есть произведения поистине уникальные, а также целый комплекс псковских памятников, определивший музейное собрание как одно из самых обширных и значительных хранилищ живописи древнего Пскова.

Знаменательным событием стало приобретение в 2006−2007 гг. собрания, некогда принадлежавшего петербургскому коллекционеру В. С. Самсонову, еще в 1990-е гг. задумавшему создание в его родном городе первого частного музея древнерусского искусства. Мечта владельца, несмотря на все его усилия, не осуществилась, коллекция после смерти была рассеяна по стране, подавляющая часть находилась в неизвестности, постепенно приходя в ветхость и забвение. Обнаружив ее сложенной для временного хранения в одном из подмосковных храмов, М. Ю. Абрамов принял решение о покупке памятников, несмотря на очень сложное состояние их сохранности. Приобретением этого собрания была увековечена светлая память о прекрасном человеке и отчасти реализована идея самого В. С. Самсонова о создании музея. Подлинным шедевром в коллекции является подписной образ Богоматери Одигитрии кисти Симона Ушакова.

Благодаря петербургскому художнику и коллекционеру Ю.С. Ершову, совершившему многочисленные поездки по Русскому Северу в 1960-70-х гг., в Музее русской иконы появилась жемчужина коллекции, древнейший образ святителя Николая Мирликийского XIV в., обнаруженный в 1967 г. в часовне деревни Кялованьга на реке Онега Архангельской области. В 2009 г. Музей русской иконы обогатился несколькими иконами, принадлежавшими писателю В. А. Солоухину, личность которого стала символом целой эпохи, благодаря принадлежавшим его перу книгам, прежде всего «Черные доски: записки начинающего коллекционера» (1969). Из числа коллекционеров, внесших большой вклад в формирование музейной коллекции, следует отметить М. Вайсмана, А. Д. Липницкого, М. Е. Елизаветина. Целый ряд замечательных памятников происходит из собраний О. А. Васильева, С. А. Ходорковского, В. В. Петрова, Ю. А. Афанасьева, Ф. А. Копелевича, А. Голубкина, Ю. Игнатьева, С. Богословского, М. Шварца, Н. Фомичева.

Возвращение на родину древних икон и памятников христианского искусства, в течение XX века вывезенных за рубеж – сначала во времена массовой эмиграции, затем событий Великой Отечественной войны, наконец, путем контрабанды переправленное на Запад, – Музей рассматривает не только как особое направление в комплектовании своего собрания, но и как свою историческую миссию. Поэтому немалая часть собранных в Музее произведений живописи и прикладного искусства была найдена и приобретена за рубежом – в частных коллекциях и галереях, антикварных салонах, на аукционах. Многие из возвращенных икон – это первоклассные памятники XVI–XIX вв., совершенно неизвестные в России, выплывшие из небытия и забвения и достойные занять свое место в истории древнерусского искусства. Собранные вместе они позволяют представить самый широкий пласт национальной художественной культуры, большей частью утраченной в исторических коллизиях прошедших веков.

В комплектовании Музея существует особое направление, отчасти инициированное родом занятий владельца М. Ю. Абрамова, работающего в сфере строительства, – это иконы с архитектурным фоном и изображением русских святых с основанными ими обителями. Подобного рода памятники, связанные с темой паломничества по святым местам Руси, являются ценными историческими свидетельствами, сохраняющими архитектурный и духовный образ монастыря.

Необходимо отметить, что ни одна частей этого значительного по своему составу и численности собрания не была бы столь подобранной и цельной, если бы не постоянное участие в его комплектовании директора Музея – Н. В. Задорожного, ставшего не только его руководителем, но подлинной душой всех его начинаний. Долголетние и дружеские отношения с собирателями, верная интуиция и тонкое чутье коллекционера, истинно музейное знаточество, и прежде всего, глубокая любовь и преданность русской иконе стали важнейшим залогом настоящего облика Музея русской иконы.