Возвращение древнего памятника отечественной культуры

19 апреля, 2011
Во 2-ом номере журнала «Русское искусство» вышла статья Ирины Шалиной «Возвращение древнего памятника отечественной культуры»

Ночью 11 августа 1995 года с экспозиции церковных древностей, расположенной в Белой палате Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»  неизвестными было похищено 356 экспоната, в том числе два деревянных резных запрестольных креста XVI столетия. По факту кражи было возбуждено уголовное дело № 101064 по статье 147.2 УК РФ, до настоящего времени остающееся нераскрытым. В сентябре 2010 года в одном из частных собраний Германии нами был обнаружен и приобретен для коллекции Музея русской иконы в Москве деревянный резной крест XVI века. Однако уже во время первичной научной экспертизы памятника была установлена его принадлежность Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль» (1). По доброй воле владельца и устроителя Музея русской иконы Михаила Юрьевича Абрамова крест был выкуплен у немецкого коллекционера в целях возвращения его в Россию и передачи в Ростовский музей-заповедник.

Лицевая сторона выносного крестаОборотная сторона выносного креста

Выдающийся памятник древнерусского искусства является уникальным произведением ростовской художественной резьбы по дереву середины XVI столетия. До нашего времени дошло всего несколько таких произведений, причем все они еще в древности оказались далеко за пределами самого Ростова, некогда одного из крупнейших центров резьбы по дереву, и ныне хранятся в различных музейных собраниях. Более того, запрестольный крест, происходящий из Богоявленской церкви села Угодичи близ Ростова, считается среди них не только одним из самых древних, но и самым совершенным по художественному уровню и мастерству исполнения. Именно он на протяжении многих десятилетий служил исследователям эталоном для атрибуции и датировки других памятников, созданных ростовским мастерами в XVI веке (2). В древности двусторонний резной полихромный крест предназначался для церковного алтаря, где на особой подставке должен был возвышаться за престолом и использоваться во время богослужений, уличных процессий, больших праздников, являясь духовным символом и средоточием своего храма. Первоначальное происхождение памятника не известно: в XIX веке он находился в церкви Богоявления села Угодичи Ростовского уезда, расположенного на противоположном от города берегу озера Неро. Трудно сказать, предназначался он изначально для сельского храма или попал туда уже в позднее время, но надо иметь в виду, что история его была тесно связана с царской семьей. С 1552 года село Угодичи принадлежало Анне Львовне Глинской – бабке Ивана Грозного, который останавливался здесь, возвращаясь из Казанского похода. Тогда же царь повелел пристроить к церкви Богоявления два придела – Казанской Богоматери и Усекновения главы Иоанна Предтечи, известно, что он делал сюда какие-то вклады (3). Не исключено, что тогда же для алтаря вновь освященного храма местным мастерам-резчикам был заказан и запрестольный крест, судя по составу святых и уникальному иконографическому замыслу, изготовленный по какому-то особому случаю. Обе грани выносного креста покрывает резной декор. На лицевой стороне представлены традиционная для таких памятников композиция, сочетающая Распятие Христа с предстоящими Богородицей, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, Лонгином Сотником, а также изображения оплакивающих Господа херувимов, размещенных в небольших медальонах на рукавах креста. Резной убор этой стороны дополняет образ идеального пастыря − Николая архиепископа Мирликийского, в отличие от других изображенных выделенного во весь рост под Распятием, а также поясные фигуры трех вселенских святителей – Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, авторов важнейших литургических служб.

Крест в экспозиции древлехранилища в Белой палате Ростовского кремля. Фото нач. XX в.Поистине уникальна по своему составу оборотная сторона креста. Здесь представлен обширный пантеон святости − все канонизированные к середине XVI века чудотворцы, прославленные и наиболее почитаемые в Ростове, его главные небесные заступники, олицетворявшие славу и святость древней ростовской церкви. В центре во весь рост возвышается основатель епископской кафедры Ростова Великого – Леонтий (†1073), ранее других причисленный к лику святых. В небольших медальонах размещены его преемники по кафедре святитель Исайя (†1090), Игнатий (†1288), бывший архимандритом Богоявленского Авраамиева монастыря, Иаков (†1391). Среди обширного лика изображенных здесь преподобных центральным положением выделяется Авраамий (†1073–1077), основоположник монашества на еверо-Востоке Руси и игумен первого здесь Богоявленского Авраамиева монастыря близ Ростова Великого; великий русский подвижник и молитвенник за землю Русскую Сергий Радонежский, родившийся недалеко от Ростова и основавший на Ростовских землях Троице-Сергиеву обитель. Среди редких изображений − преподобный Петр царевич Ордынский (†1290), тайно бежавший в Ростов и принявший там христианство, основавший в городе Петровский монастырь, Исидор Юродивый (†1474), некогда католик, выходец из Германии, пришел на Русь, принял православие и поселился в Ростове, где получил имя Твердислова за то, что пророчества его всегда сбывались. Прямо не связанный с Ростовскими землями, но почитавшийся здесь преподобный Макарий Калязинский (канонизирован в 1547) мог быть выбран в связи с каким-то памятным событием, случившимся в день его памяти, или отразил покровительство этого святого самому заказчику. Этот пантеон местной святости продолжают пророк Илья, воспринимавшийся на Руси самым первым отшельником-монахом, и великие чудотворцы Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря на Севере, почитавшиеся идеалом монашеского подвига. Включение их в эту композицию наряду с пророком Ильей могло бы служить доказательством монастырского происхождения креста, предназначенного для украшения храма одной из ростовских обителей. Поскольку искусство деревянной резьбы на Руси чаще всего связывалось с монастырскими центрами, можно думать, что двусторонний резной крест был исполнен в одной из таких мастерских, что также объясняет изображение здесь преподобных и прославление ростовских чудотворцев.

Возвращение в Россию выдающегося памятника древнерусского искусства − деревянного запрестольного креста и передача его в один из древнейших в стране музеев воспринимается закономерным и очень радостным событием. Оно позволяет вспомнить характерную черту просвещенной и образованной эпохи XIX века. Напомним, что Ростовский музей церковных древностей был основан в 1883 году по инициативе Московского археологического общества и первоначально размещался в Белой палате Ростовского кремля. Основание его воспринималось современниками как одно из выдающихся событий в исторической и культурной жизни страны того времени: музей называли «хранителем местных церковных древностей и оберегателем их от утраты для науки…» (4). Благословил его основание архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанафан, оказавший неоценимую помощь в собирании памятников церковной старины. По его желанию в Устав созданного им братства святителя Димитрия Ростовского было включено пожелание: «Братство помогает Ростовскому музею расположением приходских священников и других просвещенных лиц к доставлению в музей церковных древностей рукописей, книг, крестов, икон, сосудов и прочего». Он обратился к местному духовенству с предложением «уступить музею предметы церковных древностей, где они будут тщательнее сохраняться, чем в церковных кладовых по своему достоинству будут обращать внимание посетителей, как простого звания, так и образованного общества» (5). Одним из первых экспонатов музея и стал запрестольный деревянный крест из села Угодичи Ростовского уезда, поступивший в ростовское древлехранилище между январем и мартом 1886 года6 усилиями видных деятелей ростовской культуры XIX века − настоятеля угодичского храма о. Федором Карташевым и старостой этой же церкви крестьянином А.Я. Артыновым, известным местным историком. Судя по первым фотографиям, крест занял в экспозиции почетное место – у центрального столпа Белой палаты, прямо под памятной мраморной доской об основании музея. Выдающийся памятник древнерусского искусства сразу же привлек к себе внимание специалистов и любителей древностей (7). Уже в 1914 году он был опубликован в знаменитом труде графа А.А. Бобринского (8), причем помещенная там фотография памятника позволила достоверно идентифицировать его с выявленным в Германии произведением.

Торжественная передача креста на открытии Музея русской иконы. 25 января 2011 года

Чудесное обнаружение креста, почти детективная история его приобретения и счастливое возвращение на родину, − а теперь и на законное место его хранения, – все это свидетельствует не только об особой значимости выдающегося художественного памятника русской деревянной резьбы, но и о его особой духовной силе, освящающей высокий смысл и содержание великой русской культуры. Сотрудники Музея русской иконы и лично Михаил Юрьевич Абрамов искренно надеются, что величайший памятник отечественной культуры более никогда не покинет пределов нашей Родины, будет достойно храниться в Государственном музее «Ростовский кремль», экспонироваться и радовать зрителей, останется доступным для изучения специалистами и навсегда будет служить уроком щедрости и любви к русской художественной культуре. Особую радость испытывают сотрудники Музея русской иконы в Москве от мысли, что столь великим событием начинается его новая жизнь, поскольку основной своей целью музей провозглашает собирание, хранение и пропагандирование древних художественных сокровищ нашего Отечества, чтобы не только мы, но и наши наследники смогли прикоснуться к живому глотку искусства наших предков.

1. ГМЗРК. Инв. № С-24. КП-11546. Дерево, резьба, темпера. 78х69х4. В 1962−1982 гг. реставрирован Н.А. Крошечкиным в ГЦХРМ им. И.Э. Грабаря.

2. Как одно из наиболее значимых произведений ростовских резчиков середины XVI в. крест опубликован в работе: Соколова И.М. Об одной группе резных ростовских икон XVI века // Сообщения Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 112−127.

3. Артынов А.Я. Село Угодичи Ростовского уезда Ярославской губернии. Историко-этнографический очерк. Ярославль, 1889. С. 23, 24.

4. Протокол торжественного собрания при освящении Белой палаты в Ростове Великом. Ярославль, 1883. С. 23.

5. Устав Православного Церковного Братства Святителя Димитрия Ростовского чудотворца в г. Ярославле. Ярославль, 1884.

6. Уточнено сотрудниками Ростовского музея: Ким Е.В. Запрестольный деревянный крест – выдающееся произведение древнерусского искусства середины XVI века. Ростов, 2011.  
 
7. Расположение памятника и его особое значение было оценено уже составителем первого путеводителя по музею. См.: Бычков Ф.А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886. С. 8.

8. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего хозяйственного и отчасти церковного обихода. М., 1914. Вып. XII. Табл. 196.