Круглый стол в ГМИИ имени А. С. Пушкина

08 сентября, 2009
Во 2-ом номере журнала «Русское искусство» вышло совместное интервью Ирины Шалиной и Николая Задорожного.
 
В первом номере журнала «Русское искусство» за этот год мы писали об открытии в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина уникальной выставки - «Шедевры русской иконописи XIV-XVI веков из частных собраний». Некоторые результаты этого яркого события нашей культурной жизни были обсуждены на круглом столе, проходившем 13 и 14 апреля 2009 года по инициативе Частного музея Русской иконы. В его работе приняли участие ведущие специалисты в области изучения древнерусского искусства: сотрудники Музеев Московского Кремля, Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Музея икон во Франкфурте-на-Майне, Российской Академии художеств, Института искусствознания, Научно-исследовательского института реставрации, а также коллекционеры и реставраторы. Мы обратились к устроителям выставки - директору Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы» Николаю Задорожному и научному консультанту Частного музея Русской иконы, ведущему научному сотруднику Государственного Русского музея Ирине Шалиной с просьбой рассказать об этом важном для истории коллекционирования событии.

Участники Круглого стола

Редакция. Николай Васильевич, прошедшая в Музее личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина зимой и весной этого года выставка вызвала огромный интерес и у широкого зрителя (на выставку стояли очереди), и у профессионалов - исследователей, коллекционеров, иконописцев, реставраторов. Как Вы можете прокомментировать отношение научного сообщества и публики к экспонируемым памятникам и к выставке в целом?

Николай Задорожный. По общему мнению, это отмечали и все собравшиеся на круглом столе исследователи, коллекционеры и реставраторы, выставка признана крупным художественным событием общероссийского масштаба, сделавшим явью десятки первоклассных, выдающихся произведений древней иконописи, не известных ранее даже узкому кругу специалистов. Коллекционер М.Е.Елизаветин, директор ЧМРИ Н.В.Задорожный и директор музея икон во Франкфурте-на-Майне доктор Р.ЗахарукО том, что выставка глубоко взволновала наше общество, свидетельствует большое число посетителей, многие из которых приходили в залы Пушкинского музея по нескольку раз. И исследователи, и зрители, и сами коллекционеры благодарны за выпущенный фундаментальный каталог, который позволит сохранить в памяти экспонируемые памятники, продолжить их изучение, сравнение с ранее известными иконами. Но самое важное: и зрители, и специалисты не уставали отмечать высокий художественный уровень представленных вещей, что и было нашей главной задачей при подготовке вы-ставки и отборе се экспонатов. Конечно, как и любое крупное и серьезное начинание, этот проект не был лишен недостатков. Так, коллекционеры и исследователи отмечали, что на выставке не показаны произведения из некоторых известных и значимых частных коллекций, в первую очередь вспоминали о собраниях А.Б. Матвеевой, И.С. Глазунова, В.А. Солоухина и других коллекционеров, например, петербургских. Конечно, охватить все на одной выставке было невозможно, но я должен признать, что высокая планка и древность памятников, означенных в нашем «манифесте», вынуждали отказаться от ряда интересных вещей; с кем-то из собирателей или их родственников нам так и не
удалось связаться, кто-то не пожелал принимать участие; об отдельных собраниях мы не знали.Что ж, отсутствие некоторых важных экспонатов даст нам повод подумать о возможности проведения еще одной выставки, быть может, даже подобного уровня.

Ирина Шалина. Добавлю: некоторые исследователи выразили сожаление, что на выставке не были представлены поздние иконы XVII-XVIII веков. Но хронологические рамки — XIV-XVI века - результат избранной нами, глубоко осознанной концепции. Произведения именно этих столетий всегда являлись венцом частного собирательства, гордостью любой коллекции, были особо ценимы знатоками и любителями древней живописи.

Ред. Скажите, а с чем связано решение организовать расширенный круглый стол, далеко не самый популярный в последнее время жанр научного собрания?

Приветственное слово М. Ю. АбрамоваН.З. Мысль об организации круглого стола созрела еще во время подготовки выставки. Мы прекрасно понимали, что большинство из экспонируемых икон не знакомо даже узкому кругу специалистов. Очень ответственной задачей для нас стало издание научного каталога выставки, причем подавляющая часть памятников публикуется в нем впервые. Несомненно, датировка и атрибуция целого ряда икон вызвала живой интерес как в научном мире, так и у самих коллекционеров, и мы осознавали, что многие захотят высказаться по этим вопросам. Да и вообще проблемы, связанные с частным коллекционированием икон как в XIX—XX веках, так и в настоящее время, давно ищут своего разрешения. Это проблемы сохранения и реставрации памятников, их экспонирования, доступности, публикации, экспертизы, участия в выставках. Поэтому организация круглого стола во время последних дней работы выставки оказалась просто жизненно необходимой.

И.Ш. Прежде всего хотелось серьезного и открытого разговора, диалога участников выставки, владельцев уникальных памятников и их исследователей, реставраторов. Мы надеялись поднять сложный, часто даже мучительный вопрос атрибуции и датировок представленных на выставке икон, а также затронуть широкий круг проблем, связанных с коллекционированием иконописи в России и за рубежом, историями отдельных собраний, публикациями, выставками, биографическими портретами владельцев, взаимоотношениями государственных музеев и частных собирателей, с возможностью совместных выставочных и научных проектов, — а их в планах Частного музея Русской иконы, ставшего инициатором этого разговора, очень и очень много...

Ред. Высокий уровень экспонируемых вещей, к тому же не известных исследователям, наверняка стал причиной бурных обсуждений отдельных произведений. Какие иконы вызвали особый интерес?

Участники и слушатели Круглого столаН.З. Да, безусловно, многие экспонаты оказывались во время обсуждения в центре внимания. В первую очередь, икона «Богоявление» конца XV века из собрания Воробьевых - первоклассный московский памятник, который, по мнению большинства участников круглого стола, был признан лучшим на выставке. Высказывались мнения о возможном тверском происхождении иконы и ее более раннем времени исполнения. Живейшие споры на протяжении двух дней работы круглого стола вызывали две древние иконы «Воскресение - Сошествие во ад» XIV века из коллекции Михаила Елизаветина. Диапазон обсуждения был широк: от сомнений в подлинности памятников, в очередной раз развеянных выступлениями специалистов по технологии и реставрации, до проблемы датировки обеих икон и возможной принадлежности их руке одного мастера. Несомненный интерес вызвали наиболее древние из представленных на выставке икон, подобно образу «Чудо Георгия о змие» первой половины XIV века из собрания Воробьевых и подобно иконе конца XIV столетия на тот же сюжет из нашего музея, а также «Апостол Иоанн Богослов» из собрания Александра Гулько, датировка которого — около середины XV века — стала поводом оживленной дискуссии. Отдельные выступления касались целого ряда выдающихся памятников: «Похвала Богоматери» из коллекции Валерия Набокова-Алексеева, Царские врата из коллекции Гари Татинцяна, три иконы «Рождество Богоматери» XV века, атрибуция которых также стала поводом для дискуссии.

Ред. В январском номере журнала мы писали о выходе в свет первого тома новой «Истории русского искусства». Вы упомянули о том, что большая часть памятников экспонируется и публикуется в каталоге впервые. Должны ли эти иконы войти в новый контекст истории отечественного искусства?

Г. И. Вздорнов (ГосНИИР) и И. А. Кочетков (ГТГ)И.Ш. Безусловно, многие из представленных на выставке икон должны войти в соответствующие разделы новой «Истории русского искусства», это понимаем мы все, это отмечали и участники «круглого стола». Надо существенным образом менять наше представление о художественном наследии, ведь независимо от места его временного хранения — в частных собраниях или государственных музеях, оно принадлежит истории отечественной культуры. Хочу напомнить, что появление в 1913 году первого обобщающего исследования о древнерусской живописи в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря стало возможным лишь благодаря открытию иконы русскими коллекционерами и было вдохновлено успехом знаменитой выставки произведений древнерусского искусства, состоявшейся в 1913 году в Москве и приуроченной к 300-летию дома Романовых. Это была первая крупная выставка иконописи из частных коллекций, ставшая итогом собирательской деятельности и символическим знаком нового  — эстетического — отношения к русской иконе, ее подлинным триумфом. Представленные там экспонаты, а вовсе не музейные хранилища, тогда еще только зарождавшиеся, стали основой фундаментального издания, подготовленною Грабарем. Думается, что прошедшая недавно выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, подытожившая частное собирательство древних икон в конце XX - начале XXI века, как и ее предшественница, должна внести серьезные коррективы в наши представления о путях развития русской иконописи XIV—XVI столетий. Идее введения новых памятников в историю русского искусства посвятил свое выступление Г.И. Вздорное, выделивший из 132 представленных на выставке икон почти 40 (!) памятников, достойных занять свое место на страницах нового многотомного издания ИРИ. И другие участники круглого стола - Л.И. Лифшиц, Г.В. Попов - также отметили важность включения ряда памятников в «Историю русского искусства».

Ред. Какие еще вопросы были затронуты исследователями на круглом столе, какие проблемы вызвали наибольший интерес?
  
Доклад И. А. ШалинойИ.Ш. Как я уже отмечала, программой круглого стола предусматривались выступления, затрагивающие вопросы реставрации, сохранности и экспонирования икон из личных собраний, доступности памятников для изучения их специалистами и историками искусства. Появление нового — Частного музея Русской иконы в Москве — вызвало к жизни идею временных объединений ряда частных собраний в одном музейном пространстве, необходимом для создания правильных музейных условий хранения и безопасности памятников, их исследования. Обсуждались проблемы каталогизации коллекций, их экспертизы. Так, одной из важных научных тем был вопрос
о пересмотре терминологии в отношении атрибуции икон. Для всех давно очевидна необходимость более четкого определения художественного центра и (или) региона, соотношения сведений о происхождении и атрибуции памятников. Безусловно, не мог не обсуждаться и вопрос так называемой антикварной реставрации ряда произведений, например, иконы «Чудо Георгия о змие» из собрания Гари Татинцяна, а также ставшая болезненной в последние годы проблема подлинности памятников.Поэтому столь важным представляется фиксация коллекционерами всех сведений о происхождении икон, вопрос сохранения документальных материалов и реставрационных паспортов, которые снимали бы многие недоумения, сомнения, касающиеся подлинности некоторых произведений искусства. В этой связи очень содержательными были выступления специалистов по тех-нологическому исследованию икон, особенно Майи Марковны Наумовой, отметившей необходимость составления экспертных заключений на памятники из частных коллекций.

Осталось выразить глубокую благодарность всем участникам круглого стола, без желания и доброй воли которых такого серьезного и открытого, полезного и по-московски
задушевного, действенною разговора никогда не получилось бы. Ради дальнейшего осмысления всех этих и многих других вопросов, наших будущих совместных выставок и проектов полезным будет надолго сохранить в памяти высокий тон, интеллектуальное напряжение и взволнованную эмоциональность такого профессионального собеседования.