Шедевры русской иконописи из частных собраний. В преддверии выставки

21 января, 2009

В 1-ом номере журнала «Русское искусство» вышла статья Ирины Шалиной «Шедевры русской иконописи из частных собраний. В преддверии выставки».

18 февраля 2009 года в Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина откроется выставка «Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний», посвященная 100-летию художественного открытия русской иконы и ее собирателям. Инициатива ее проведения принадлежит Благотворительному фонду «Частный музей Русской иконы» (Москва), уже хорошо известному в столице рядом крупных выставочных и музейных проектов. Выставка обещает быть одним из самых значительных культурных явлений будущего года: она включает более 130-ти выдающихся по художественному уровню древних икон и объединяет собрания более двадцати ведущих коллекционеров России.

Иконы «Священномученик Киприан», «Мученик Феодор Тирон», из деисусногочина. Последняя четверть – конец XV века. Ростовские земли. Собрание В.И.Набокова-Алексеева. Никогда не прекращавшийся интерес к средневековой иконописи, в начале XX в. ознаменовался сенсационным художественным открытием, коренным образом перевернувшим представления о ее характере и поставившим ее в ряд величайших явлений истории мирового искусства. Под рукой реставраторов из-под потемневшей пленки олифы и копоти, многочисленных слоев поздних записей, взору ценителей прекрасного предстал подлинный лик русской иконы, высочайшая по своим художественным качествам древняя живопись. С этого времени икона становится не только предметом изучения историков искусства, но объектом художественного любования, вдохновения художников, существенно повлиявшей на изобразительный характер современных направлений и стилей живописи.

Произошедшее во многом благодаря энтузиазму частных лиц открытие русской иконы как произведения искусства сделало ее предметом широкого художественного собирательства, породив в начале века настоящий иконный бум. Первыми подлинными ценителями и знатоками ее оказались русские меценаты и коллекционеры: именно к началу XX в. относится создание первых крупных иконных коллекций, открытых для публики и даже названных их владельцами «музеями русской иконописи». В первую очередь, необходимо вспомнить имена И. С. Остроухова, С. П. Рябушинского, А. В. Морозова, П. М. Третьякова, П. Д. Корина в Москве и Н. П. Лихачева в Петербурге, чьи собрания стали основой древнерусских фондов крупнейших государственных хранилищ страны.

Икона "Святой Николай архиепископ Мирликийский". Середина - третья четверть XIV века. Ростов. Частный музей Русской Иконы. Судьба частных коллекций в России, как известно, весьма плачевна. Из-за трагических перипетий русской истории ХХ века лишь немногие из них дошли до нашего времени в целости и сохранности. Большая часть таких коллекций, кроме тех, что еще до революции были проданы или завещаны в музеи, оказалась разрознена или бесследно исчезла в недрах советского антиквариата. Казалось, события прошлого столетия должны были полностью лишить надежд на поиск и приобретение новых, неизвестных истории искусств памятников. К концу пятидесятых годов закончилось формирование государственных хранилищ за счет разоренных церковных и личных собраний. Следующие два десятилетия, отмеченные широкой волной музейных экспедиций по разным областям России, выявили памятники, остававшиеся еще в заброшенных и закрытых церквах русской глубинки. Вслед за планомерными поездками музейщиков и реставраторов все самые отдаленные и недоступные уголки страны посетили коллекционеры-любители, в большинстве своем художники и писатели, с поразительной верностью продолжавшие ценить и любить искусство русской иконы и спасшие от разрушения и исчезновения сотни брошенных и «забытых в забвении» памятников. Они и образовали новые частные собрания, - казалось бы, на сей раз, последние в России. Большинство этих коллекций к концу XX века естественным путем также оказалось разрозненным и перераспределенным между новыми владельцами, вывезенным за границу и распроданным там в антикварных салонах...

Икона "Великомученица Параскева Пятница". Первая четверть XVI века. Среднерусские земли (Ростов?). Частное собрание при Фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного. МоскваНа фоне этой картины переживаемый ныне новый иконный бум - настоящий взрыв частного собирательства иконописи - кажется невероятным, фантастическим по размаху, а высокий художественный уровень появившихся и неизвестных доселе древних памятников, воспринимается как чудо. На рубеже двух драматических эпох вновь, как и столетие назад, мы стоим на пороге еще одного всплеска интереса к русской иконе и расцвета ее частного коллекционирования. Только за последние 10−15 лет появилось столько новых имен и личных «музеев», уже прочно занявших свое место в истории собирательства, что это вселяет надежду на формирование еще одного поколения русских меценатов, сложение современной концепции коллекционирования.

Поэтому идея выставки «Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков из частных собраний» и ее посвящение − кажется глубоко закономерным и своевременным явлением. Она будет продолжением двух предыдущих знаменательных событий XX века: первой в истории России выставки раскрытых произведений древнерусской живописи из частных собраний, проведенной в Москве в 1913 г. и приуроченной к 300-летию Дома Романовых; и первой за весь послереволюционный период в Советском Союзе выставки «Древнерусская живопись: Новые открытия из частных собраний», которая состоялась в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в 1974 г. и прошла там с большим успехом, до сих пор оставаясь в памяти ее участников и многочисленных зрителей.

Икона "Спас Вседержитель". Вторая половина XV века. Ростов. Собрание А.В.Новикова. Москва. Однако по сравнению с этими двумя событиями, будущую выставку в ГМИИ им. А. С. Пушкина отличает ряд важных особенностей. Прежде всего, невероятно большое число экспонатов, насчитывающих более 130 произведений, завидного по своей древности возраста: все они созданы на протяжении XIV – XVI вв. в крупнейших иконописных центрах Руси – в Великом Новгороде, Пскове, Ростове, Москве, Твери, Рязани, в Поволжье − Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, и на Русском Севере. Такие хронологические рамки, соответствующие времени расцвета русской иконописи, организаторами выставки были выбраны далеко не случайно, поскольку иконы именно этих столетий всегда были венцом собирательства, гордостью любой коллекции, ценимы знатоками и любителями древней живописи. И все же самой важной особенностью проекта является высочайший художественный уровень отобранных произведений, не уступающих наиболее известным и значимым иконам крупнейших музеев страны, что и послужило основанием для именования их шедеврами русской иконописи. Причем большинство из них впервые предстанет перед зрителем, − они не только не известны широкой публике, но даже узкому кругу специалистов, что, безусловно, придаст экспозиции особый интерес. Еще одна примечательная особенность будущего события – широкий и разнообразный состав самих коллекционеров – главных участников художественного проекта − владельцев крупнейших в России (и отчасти, за рубежом) собраний иконописи, – некоторые из которых являлись экспонентами знаменитой московской выставки 1974 года. Большинство из представляемых коллекционеров отличает высокий профессиональный уровень собирания, реставрации, изучения и публикации своих памятников.

Идея проведения выставки, ее подготовка и организация принадлежит Частному музею Русской иконы в Москве, что само по себе тоже весьма знаменательно и является продолжением лучших традиций отечественных меценатов и коллекционеров, благодаря которым совершилось не только художественное открытие иконы в России, но началась блестящая страница ее реставрации, изучения, публикации, экспонирования, популяризации. Благотворительный фонд взял на себя обязательства всех финансовых затрат на проведение выставки – вплоть до помощи в реставрации произведений, подготовке помещений, приобретении оборудования, а также публикации всех материалов. Остается лишь добавить, что проведение выставки будет сопровождаться роскошным по характеру изданию и серьезным по научному уровню каталогом-альбомом, составленным ведущими специалистами в области древнерусского искусства, причем большинство икон – публикуется в нем впервые, что послужит их включению в историю русского искусства, где они должны занять достойное место.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Частный музей Русской иконы глубоко уверены, что выставка станет крупнейшим событием
культурной и художественной жизни России, радостным и ярким праздником для всех любящих и ценящих отечественное искусство и красоту русской иконы, оставит глубокий след в истории собирательства и изучения древнерусской живописи.