Открытие выставки «Два мира русской иконописи XVII века»

28 сентября, 2016
11 сентября 2016 г. в Царицыных палатах Саввино-Сторожевского монастыря открылась выставка «Два мира русской иконописи XVII века», организованная Музеем русской иконы совместно со Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем. Выставка объединяет около пятидесяти памятников древнерусского искусства XVII века. В их числе работы мастеров Оружейной палаты, в том числе подписная икона великого царского изографа Симона Ушакова; произведения иконописцев Ярославля, Костромы и других поволжских городов, чей рассвет приходится как раз на царствование первых Романовых; иконы древних иконописных центров Руси – Москвы, Ростова, Новгорода, Пскова, Твери, – не утративших своего значения в «эпоху перемен»; образы, создававшиеся на Севере – в Вологде, Каргополе, Архангельске, Поважье, Великом Устюге. Представленные на выставке произведения в полной мере позволяют проследить духовное раздвоение и художественное разделение в русском искусстве, которые были вызваны сложными процессами, происходившими в стране в XVII столетии, в том числе церковным расколом и реформами патриарха Никона. Часть иконописцев стремилось к новаторству, к живоподобному письму, к внешней красоте, в то время как представители традиционного направления сохраняли строгость древнего иконного образа.


 
В торжественном открытии выставки приняли участие основатель Музея русской иконы М.Ю. Абрамов, директор музея Н.В. Задорожный, его заместитель по научной работе И.А. Шалина; со стороны Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея - директор Г.А. Стоенко и ее заместитель по научной работе Д.А. Седов, а также директор Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева М.Б. Миндлин, наместник Саввино-Сторожевской обители архимандрит Савва (Фатеев).




 
Основанная преподобным Саввой Сторожевским обитель была одной из самых богатых на Руси, местом паломничества и моления царской семьи, пользовавшимся особым вниманием царя Алексея Михайловича, вкладывавшего сюда немалые средства и одарившего монастырь драгоценными иконами и утварью. Однако в период, последовавший за большевистским переворотом, были разграблены сначала ризница и соборы монастыря, а впоследствии, в годы разрухи и войны, находившийся здесь музей лишился почти всех своих экспонатов. 
 
Сейчас в Царицыных палатах Саввино-Сторожевского монастыря разместились выдающиеся произведения русской иконописи XVII столетия. 
 
Выставка продлится до 2 апреля 2017 года.

СМИ о выставке:

Культура.рф

Звенигородские ведомости

www.zvenigorod.ru