Частный музей русской иконы на Верейской плазе

22 мая, 2008
В 3-м номере журнала «Музей» вышла статья Надежды Полуниной «Частный музей русской иконы на Верейской плазе».

Представляем музейному сообществу России нового собрата. Его официальное имя на первый взгляд может показаться тяжеловатым, но зато оно совершенно точно определяет суть и цель задуманного — Благотворительный фонд «Частный музей русской иконы». По замыслу основателя это не только общедоступная частная коллекция, оформленная по всем правилам музейного дела и предназначенная для хранения, изучения, экспонирования произведений древнерусской живописи, а открытая благотворительная организация, содействующая общественным инициативам, направленным на сохранение и использование культурного наследия. Есть у нашего собрата и мирское имя — Частный музей русской иконы на Верейской плазе. Дата рождения — 24 мая 2006 года. Место рождения — Москва, улица Верейская, дом 29, корпус 134а. К открытию фондовое собрание музея насчитывало 105 произведений иконописного искусства XIV-XX вв. В экспозиции из них представлено около 50 памятников. Основатель музея — бизнесмен, меценат и коллекционер Михаил Юрьевич Абрамов.

Открыть в Москве музей русской иконы — большая смелость со стороны начинающего коллекционера (собирать иконы Михаил Юрьевич начал три года тому назад), ведь в крупнейших музеях Москвы — Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее-заповеднике «Московский Кремль», Государственном Историческом музее — сосредоточены лучшие образцы древнерусской живописи. Наконец, в Москве с 1947 года существует Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Куда соперничать коллекции Абрамова с иконо писными фондами таких музейных исполинов! И все-таки коллекционер решился организовать свой музей. Может, потому, что чувствует за плечами богатырские силы? Или есть еще нечто такое, что владеет человеком и властно зовет к действию?

Как и подобает настоящему музею, насчитывающему уже не одну тысячу экспонатов, собрание Частного музея Русской иконы включает самые разнообразные памятники, начиная от византийских древностей VI—VIII веков, греческих икон, даже целого резного иконостаса XVII—XVIII веков, до произведений русского народного искусства. Однако основу коллекции, безусловно, составляют русские иконы XIV - начала XX века, созданные в важнейших художественных центрах как Древней Руси, так и России Нового времени. Многие памятники связаны с особыми тематическими направлениями, признанными приоритетными при формировании нового собрания. Надо сказать,
что коллекция почти сразу вышла за границы частного собрания, отражаюшего эстетические пристрастия и вкусы ее владельца. Она развивается на основе музейных принципов, характерных для государственных хранилищ произведений искусства, доступна для осмотра и научных исследований.

Такой путеводной звездой, окрыляющей и побуждающей к смелым действиям, стал для Абрамова сам предмет коллекционирования — икона. Хочется написать с большой буквы — Икона, ибо это явление вселенского масштаба, соединяющее в себе многогранную сущность — богословскую, литургическую, мистическую, антропологическую, космическую. В сознании людей, как у нас в России, так и на Западе, православие отождествляется прежде всего с иконами. Не все знакомы с основами православной религии, не всем известны тонкости православного учения церкви, не все заходят в православные храмы. Икона выступает безмолвным участником православия — и даже вне стен храма. Отметим еще один немаловажный аспект иконы. Она выступает как квинтэссенция русской культуры, как ее и начало, и высота, и мерило. Широко известны слова Христа из Евангелия: «По плодам узнаете о древе». Древо русской культуры, взрастившее такие совершенные плоды, как иконы, должно являть само совершенство. И соприкасаясь с миром икон, человек глубоко и всесторонне познает совершенные стороны русской культуры, а вместе с этим проникает и в суть русской истории. Вот это качество иконы — фокусировать русскую культуру и историю — также притягивает человека.

Огромно нравственное влияние иконы на людей. Не счесть примеров, когда именно под воздействием иконы в душах людей совершался переворот. Не так ли и здесь? Соприкоснувшись с миром иконы, коллекционер обрел иное видение, которое и привело его на благородную, но далеко не легкую дорогу созидания нового столичного музея. К русской иконе почтительное отношение во всем мире. Свидетельство этого — существование во многих странах мира частных, корпоративных и осударственных музеев русской иконы.

В 2000 г. в итальянском городе Печчоли недалеко от Пизы (провинции Тоскана) открылся первый в этой стране Музей русской иконы. Коллекция включает 60 произведений церковной живописи XIX века, которые представляют лучшие иконописные школы России. Все иконы принесены в дар городу. Основу композиции составила коллекция известного итальянского искусствоведа и собирателя Франческо Бигацци. Музей размещен в Преторианском дворце. При музее работает Международная школа и лаборатории реставрации русских икон. Небольшой город Печчоли благодаря музею и реставрационной школе превращается в европейский центр изучения русской иконописи.

Основатель музея Частной иконы в Москве Михаил Абрамов (слева) и основатель Частного музея русской иконы в Клинтоне (США) Гордон Ланктон. 5 февраля 2007 г.Спустя два года, в 2002 году, в другом небольшом итальянском городе Виченца во дворце Леони Монтанари открылся еще один Музей русской иконы. Коллекция этого музея включает около 500 икон и считается одной из крупнейших за пределами России. Ее владелец не только директор крупного итальянского «Банка Интеза» Джованни Бадзолли, но также известный ученый. Он является профессором и заведующим кафедрой права в Миланском католическом университете. Музей имеет собственный реставрационный центр и специализированную библиотеку. Основатель музея был воспитан, по его словам, на русской литературе и искусстве XIX — начала XX века, поэтому закономерен его интерес к русской иконописи. В конце прошлого года пришло новое сообщение об открытии еще одного Музея русской иконы. Случилось это событие 5 ноября 2006 года в маленьком американском городе Клинтон вблизи Бостона (штат Массачусетс). Это частный музей. Основателем первого в Северной Америке Музея русской иконы стал бизнесмен-протестант Гордон Ланктон. Он возглавляет правление компании «Найпро» по производству пресс-форм для термопластавтоматов. Совершив первую поездку по России как турист (он проплыл по Волге в 1989 году), Гордон Ланктон проникся симпатией к стране, ее истории, но особенно тронула его душу икона. Одним из первых американских бизнесменов он начал сотрудничать с Россией, развернул производство в Москве. В течение шестнадцати лет он регулярно по делам приезжал в нашу страну. И все эти годы Г. Ланктон собирал коллекцию. Сегодня в ней почти 260 памятников иконописного искусства. Бизнесмен не скрывает, что нашел свое настоящее призвание, когда стал собирать произведения древнерусской живописи. Когда коллекция стала весьма солидной, он задумался о создании музея. В родном городе он приобрел два стоящих рядом здания бывшей почты и библиотеки. Капитально их переоборудовав, Ланктон превратил скромные двухэтажные кирпичные строения в чудо современного музейного дизайна. Открытый им музей сделался главной достопримечательностью маленького и не приметного прежде на культурном небосклоне США городка Клинтон. Теперь туда едут специально, чтобы посмотреть русские иконы, которые открывают им, по словам основателя музея, не только духовный мир Древней Руси, но и мир сегодняшней России.

Спас Нерукотворный. Конец XVII-XVIII.Американский коллекционер, осмотрев Музей Абрамова на Верейской плазе, в Книге отзывов оставил такие строки: «Иконы — это история России. Я полюбил вашу страну и русских людей. Я верующий, но Библию начал читать только после того, как заинтересовался русскими иконами. Так что можно сказать они и меня изменила".

Теперь вернемся к московскому музею. По словам Михаила Абрамова, его коллекция началась с того, что он захотел приобрести для дома иконы и остановил свой выбор на образах Архангела Михаила и Георгия Победоносца, святых покровителей сына и его самого. Первые иконы зародили интерес к древнему искусству, появилось желание собрать коллекцию. Бережно собирая лики святых, коллекционер все чаще осознавал, что хочет разделить радость созерцания шедевров национального искусства с другими людьми. Так зародилась мысль открыть музей русской иконы.

Изначально коллекционер стремился к тому, чтобы в его собрании были представлены основные сюжеты иконографии, главные школы русской иконописи. Можно сказать, что у начинающего коллекционера был музейный подход к собирательству, основанный на всестороннем представлении избранного предмета. К январю 2007 года собрание включало 135 памятников иконописного искусства XIV-XX веков. Уже готовится к печати первый каталог фондовой коллекции.

Шедевр абрамовской коллекции — икона святого Николая, архиепископа Мирликийского. Один из самых почитаемых и любимых на Руси — святой изображен в полный рост, столпообразно, в архиерейском облачении. Исследование Ирины Шалиной, научного сотрудника отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, показало, что эта икона принадлежит ростовской школе иконописи, она создан в середине — второй половине XIV века. Известно, что в 1967 году памятник был вывезен с Русского Севера — из часовни в деревне Кялованьга, что стоит на реке Онега. К счастью, икона дошла до нашего времени в своем первозданном виде — ее не коснулась ни рука позднего иконописца, ни рука реставратора.

Икона "Архангел Михаил", из Деисуса. Около середины XVI в.Гордость коллекционера — деисусный чин из иконостаса XVI века. Предполагается, что он представляет тверскую школу иконописи. Искусствоведы считают, что деисус создавался по образцам византийских икон XIV-XV веков. Сохранилось семь икон центральной части, которые включают Спаса на престоле и обращенных к Нему с мольбой Богородицы, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. Чтобы оценить в полной мере этот экспонат абрамовского музея, вспомним место деисуса или деисиса в иконостасе. «Центральный образ Христа не только объединяет вокруг себя деисусный чин: он ключ ко всему иконостасу, — писал богослов и иконописец Леонид Успенский. — Все объединены в единое целое тело. Это сочетание Христа с Его Церковью: totus Christus, caput et corpus. Это единство есть основная тема иконостаса, которую с предельной ясностью и силой выражает деисусный чин». Классическая седмица деисуса из коллекции Абрамова представляет самую сокровенную часть иконостаса. На нас взирают образы возвышенной красоты и благородства и вовлекают в мир иной, где царят чистые помыслы, глубокие мысли.

Отметим, что коллекционер собирает не только иконы, но и детали иконостасов. В собрании есть резные позолоченные Царские врата. Одни врата имеют шесть резных живописных киота, в которых традиционные для створок изображения сцены Благовещения и апостолов-евангелистов. На створках других Царских врат эти же сюжеты заключены в круглые медальоны. На расписной двери жертвенника видим два изображения — «Пророк Даниил во рву львином» и «Три отрока в пещи огненной».

Икона "Архангел Михаил", из Деисуса. XVI векМ.Ю. Абрамов предполагает на базе открытого им музея вести широкую научную и популяризаторскую деятельность — экскурсии и лекции по истории и иконографии русской иконы, научные конференции, занятия по иконописи, организовывать выставки, в том числе из других частных коллекций. При музее планируется реставрационная мастерская, специализированная библиотека. Частный музей в представлении своего основателя должен стать еще одним притягательным центром столицы, к которому будут тянуться ценители русской иконы. Коллекционер не боится конкуренции с крупными музеями, так как полагает, что на этой ниве — бездна работы. О серьезности намерений основателя музея свидетельствует тот факт, что Михаил Абрамов вскоре после открытия музея начал оформлять коллекцию для постановки ее на учет в Российский музейный фонд.В штате нового музея — хранитель-реставратор высшей категории А.И. Яковлева — известный искусствовед-реставратор, кандидат искусствоведческих наук. Много лет Анна Игоревна трудилась в реставрационных мастерских Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Для делающего первые шаги музея ее богатый опыт придется как нельзя кстати. Да и директор не чужой музейной сфере человек. Николай Васильевич Задорожный — коллекционер со стажем.

Не успев по-настоящему обжиться на Верейской плазе, музей уже задумывается о переезде. Московское правительство в феврале 2007 года выделило для частного музея городской особняк по улице Гончарной, дом 3. Будущее пристанище музея — уголок Москвы, где некогда жили и работали гончары (отсюда и название). Несмотря на утраты, он сохранил аромат старины. Здесь спокойно, несуетливо и, кажется, не найти в Москве лучшего уединенного места, в тиши которого будет вершить свое благородное дело иконописный музей.

Завершая рассказ, подчеркну — открытие в Москве первого частного музея русской иконы является знаменательным событием не только в культурной жизни Москвы, но и всей России. В музейном деле появились независимые эксперты в лице частных музеев, имеющие свое представление о духовном наследии и о способах его экспонирования широкой публике.

Символично, что первая запись в Книге отзывов музея сделана священнослужителем, иеромонахом Саввино-Сторожевского монастыря Пантелеймоном: «Открытие первого в Москве частного музея русской иконы стало одним из этапов духовного возрождения России. Выражаю искреннюю благодарность тем людям, которые приняли участие в этом богоугодном деле. Да пребывает благословение Божие на всех, кто будет посещать этот музей, приобщаясь к истинной древней русской культуру».

А кстати, что означает «плаза»? Это слово пришло из судостроения. На каждом судостроительном предприятии есть здание под названием «плаза» (с франц. «Place»— «место»). На плазе рождается морское судно, закладываются важнейшие его детали. Частный музей русской иконы Абрамова заложен, как корабль на плазе, на московской Верейской улице. Пожелаем же ему благополучного, долгого и успешного «плавания» по неспокойному житейскому морю.