Чудо Преображения

15 января, 2008
В 1-ом номере журнала "Русское искусство" за 2007 год вышла статья Татьяны Пластовой "Чудо Преображения"

"И этот свет, который зажигается
Божественной благодатью
Не только во Христе Иисусе,
Живом истинном боге,
Но и всяком человеке,
Приобщающемся благодатной
Жизни, не остается только
В человеке, но расцветает
И сияет вокруг"

Антоний, митрополит Сурожский


Россия - страна неисчерпаемых духовных и культурных богатств. Каждый храм, каждая усадьба в дореволюционной России были поистине сокровищницами произведений искусства. Ни революции, ни войны, ни целенаправленное богоборчество, уничтожение и разграбление художественных ценностей не смогли превратить нашу страну в бездуховную пустыню.

Конец XIX - начало XX века, как известно, ознаменованы небывалым доселе интересом к частному собирательству и научному освоению художественного наследия прошлого, прежде всего – иконописи вершине и символу национальной духовной и живописной культуры. Собрания М.П. Погодина, Щукиных, С.П. Рябушинского, И.С. Остроухова, П.Д. Корина были открыты для осмотра широкой публики, служили основой для исследовательских работ. Так случилось, например, с коллекцией художника И.С. Остроухова, превратившейся в частный общедоступный музей и ставшей основой для обобщающих искусствоведческих работ. Знаменательно, что в России рубежа веков не только аристократия и дворянская интеллигенция, ученые и художники, но и представители третьего сословия - формирующегося класса крупных фабрикантов и банкиров — становятся коллекционерами и меценатами. Так, промышленник, банкир С.П. Рябушинский, обладатель богатейшей коллекции древнерусской живописи, одним из первых стал реставрировать и расчищать древние иконы. Устроив прямо у себя в доме реставрационную мастерскую, где были раскрыты многие шедевры, Рябушинский сам занимался научными исследованиями. Его перу принадлежат статьи по вопросам атрибуций, датировок, реставрации. Известно, что часть икон он передавал во вновь строящиеся старообрядческие храмы.

Состоятельные люди современной России все более приходят к пониманию того, что истинное искусство - единственный из элементов материальной культуры, который со временем не падает, а растет в цене. Именно поэтому сегодня наблюдается поистине бум частного коллекционирования предметов искусства. Но собирание антиквариата как бизнес, как способ вложения средств ничего общего не имеет, конечно, с тем подвижничеством, с той страстной бескорыстностью, которой обладали коллекционеры и собиратели прошлого.

К счастью, есть в нашей жизни и примеры другого рода. Частный музей русской иконы на Верейской улице продолжает лучшие традиции старых российских коллекционеров. Его владелец Михаил Юрьевич Абрамов пришел к коллекционированию, казалось бы, случайно. Приобретя первую икону и столкнувшись с особенностями российского энного по отношению к национальным святыням, он решил собирать коллекцию икон для общедоступного музейного экспонирования. Основные принципы, положенные владельцем в основу коллекционирования, — некоммерческий характер, высокий профессиональный уровень реставрации, привлечение крупнейших ученых и музейных работников Москвы и Санкт-Петербурга к атрибуции и исследованию паза два — три года, собрать значительную по объему (около 120 произведений) и поистине уникальную коллекцию русской церковной живописи от ее расцвета в XIV веке до возрождения древних традиций иконописания в веке XX. Открывшаяся для свободного посещения летом этого года экспозиция музея была высоко оценена знатоками древнерусской живописи, реставраторами - С.В. Ямщиковым, Г.В. Поповым, Л.И. Лившиц, А.В. Рындиной. В коллекции много редких и художественно совершенных икон. Но надо сказать, что, к чести собирателя, не только древние и антикварно ценные произведения привлекают его внимание. Он собирает произведения XVIII-XIX веков, видя в них особый этап становления традиции иконописания, реставрирую их, вводя в выставочный и научный обиход.

???????‚???? ?????????»?°??, ?°???…???µ???????????? ???????»???????????????? ?? ?¶???‚???µ?? ?? 12 ???»?µ?????°?…. ???µ???µ???????° - ???‚?????°?? ?????»?????????° XVII ??. ?????????»?¶???µ. ?§?°???‚???‹?? ?????·?µ?? ?????????????? ?????????‹. ???????????°Истинным шедевром коллекции является икона "Святой Николай, архиепископ Мирликийский". Специалисты считают временем создания памятника середину — вторую половину XIV века. Известно точное место происхождения иконы, что является большой редкостью. В 1967 году она была вывезена из часовни в деревне Кялованьга на реке Онега. Бытование памятника в северной церкви и отсутствие записей и реставраций обеспечило его прекрасную, редкую для икон этого времени сохранность. "Художественные особенности памятника позволяют связывать живопись с ростовскими традициями Северо-Восточной Руси. Прежде всего к ним следует отнести созданный в иконе мягкий и выразительно-одухотворенный образ святого Николая, его задушевность и особый аристократизм лика, изысканность тонкой, живой и хрупкими руками, изысканность благословляющего жеста. Еще красноречивее о ростовских корнях живописного стиля свидетельствует колорит, построенный на сочетании коричневой краски, синего лазурита, розово-желтых оттенков охр и неяркой киновари. Во многих ростовских иконах встречаются сходные декоративные решения одежд с многочисленными "камнями" и "жемчугом". Икона "Святой Николай, архиепископ Мирликийский" представляеwww.russikona.ru/exhibit.phpт собой уникальный памятник, отличающийся редкой для древних икон сохранностью, уникальной иконографией и выдающимися живописными достоинствами, что выявляет его высокую художественную и музейную ценность", — отмечает старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГРМ И.А. Шалина (1).

?§?????? ?????…?°?????µ?»?° ?????…?°???»?° ?? ???????µ?…. XVII ??. ?§?°???‚???‹?? ?????·?µ?? ?????????????? ?????????‹. ???????????°Одним из главных экспонатов коллекции, обладающий несомненной художественной и исторической ценностью, - деисусный чин, датируемый второй третью XVI века (Тверское княжество). Этот редкий для XVI века тип поясного деисуса написан по образцам византийских икон XIV - XV веков. Два знаменитых поясных деисусных чина хранятся в Государственной Третьяковской галерее (один из них принадлежит кисти Андрея Рублева). Поясной деисусный чин из коллекции М.Ю. Абрамова — прекрасное свидетельство сохранения живописной традиции, остающейся неизменной на протяжении двух столетий.

Интересна икона "Чудо архангела Михаила в Хонех". Древний сюжет - так называемое "Михайлово чудо" - известен в византийской живописи начиная с XII века. Сюжет этот часто помещался в клеймах иконы "Архангел Михаил с деяниями". Здесь же он выступает самостоятельно, что подчеркивает монашескую проблематику иконы, преданность служителей церкви своему делу.

В памятнике очевидно проявление национальных черт, элементов русской архитектуры XVII века (например, изображение луковок и закомар). Чувствуется особое внимание собирателя к темам, связанным с почитанием архангелов. Архистратиг Михаил — Небесных сил воевода — небесный покровитель владельца коллекции.

?????» ???‚???»???±?µ?????????? ?? ???·???±???°?¶?µ?????µ?? ?????»???????? ???????‚?‹????. ???????µ?† XVIII ??. ?§?°???‚???‹?? ?????·?µ?? ?????????????? ?????????‹. ???????????° Целая серия икон связанных с основателями монастырей, "святыми строителями", - еще одна особенность коллекции: "Нил Столобенский с изображением Ниловой Пустыни" (конец XVIII века), "Феодосии, Тотемский чудотворец" (1796), "Сергий Радонежский в Троице-Сергиевом монастыре", "Зосима и Савватий Соловецкие". Икона "Нил Столобенский с изображением Ниловой Пустыни" несет в себе явные черты эпохи барроко с ее стремлением к тщательному выписыванию деталей вещественного мира и к их особому символическому толкованию.

Как отмечают исследователи, иконы XVIII - XIX веков святого Нила Столбенского, "изображавшегося на фоне монастыря на острове озера Селигер... можно датировать по характеру и количеству монастырских построек и церквей" (2). Изображенное здесь зеркало как вещь-символ, как конструктивный элемент культуры барокко, призванный отражать небесное в земном, одето в роскошную, соответствующую этому стилю раму. Вполне достоверный пейзаж с реальными архитектурными подробностями — еще одно свидетельство развития жанровости, включения событий реальной жизни в сакральное пространство иконы.

?????°???‚?µ?† ?????µ?»??. ???°?‡?°?»?? XVIII ??. ?§?°???‚???‹?? ?????·?µ?? ?????????????? ?????????‹. ???????????°Интересным примером "фряжской", то есть ориентированной на европейскую традицию иконописи может служить и относящееся к началу XVIII века изображение праотца Авеля. Одновременное существование в иконописи образцов, тяготеющих к так называемому "живоподобию", характерному для новой европейской живописи, с одной стороны, а с другой — памятников, сохраняющих каноны,.отражало непримиримость идеологических противоречий в русской церковной жизни второй половины XVII века. Об этом „иол пламенный ревнитель древнего национального благочестия протопоп Аввакум: "А тоцы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горняя. Христос же Бог наш тонкостны чувстьва имея все, якоже и богословцы научают нас". Эпоха раскола - несомненное свидетельство определенного кризиса, неудовлетворенности существующим каноном. Следствием этого явилось обращение к апокрифическим сюжетам, попытка найти в них ответы на насущные вопросы. Тема "Сошествие во ад" привлекала величайшее внимание с первых веков христианства, ведь вся священная история от распятия до Воскресения раскрывается в этом сюжете. Между тем канонические Евангелия не дают ясной картины события. Икона "Сошествие во ад со сценами страстей и Воскресения", относящаяся к середине XVII века, написана на основании текстов апокрифического евангелия от Никодима. Икона интересна так же своим навершием. В коллекции М.Ю. Абрамова собраны прекрасные образцы житийных икон, таких как "Святой Николай, архиепископ Мирликийский с житием в 12 клеймах" (середина - вторая половина XVII века, Поволжье), "Святой Власий - архиепископ Севастийский в житии (последняя треть XVII века, Поморье), "Никола Можайский" (вторая четверть — середина XVII века, Центральная Россия).

Собрание М.Ю. Абрамова как целостная коллекция древнерусской живописи представляет большую художественную и историческую ценность. Особое уважение вызывает приобретение и возвращение в Россию памятников древнерусского искусства из-за рубежа (3), профессиональная реставрация икон, выполненная ведущими реставрационными мастерскими страны. Владельцем коллекции был создан благотворительный фонд "Частный музей русской иконы", целью которого является спасение памятников древнерусской живописи и возвращение их православной церкви. Ряд икон уже передан храмам Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, храму Святого Николая в селе Аксинино Одинцовского района Московской области.

"Частный музей русской иконы" является первым в столице и вторым в России частным музеем, открытым для широкой публики и не преследующим никаких коммерческих целей. В его планах — расширение и приумножение коллекции. Владелец стремится сделать ее полной не только по числу представленных экспонатов, но и по цельности показа отдельных эпох и художественных центров иконописи.

Икона - это часть духовного самосознания нации, свидетель и символ самых сокровенных молитвенных предстояний и искреннего покаяния. Это - великое, ни с чем не сравнимое богатство, которое передается от предков потомкам и обретение которого подобно чуду. Чуду преображения души.

1. Приносим благодарность старшему научному сотруднику Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея И.А.Шалиной за предоставленные материалы
2. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. М., 1995 .С. 330
3. В настоящее время ведутся переговоры о новых приобретениях коллекции икон в одной из Скандинавских стран.